вторник, 23 декабря 2014 г.

u.

 А ведь есть необъятное наслождение в обладании молодой,едва распустившейся души!Она как цветок,которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца;его надо сорвать в эту минуту и,подышав им досыта,бросить на дороге:авось кто-нибудь поднимет!Я чувствую в себе эту ненасытную жадность,поглощающую все,что встречается на пути;я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе ,как на пищу,поддерживающую мои душевные силы.Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти;честолюбие у меня подавленно обстоятельствами,но оно проявилось в другом виде,ибо честолюбие есть ни что иное,как жажда власти,а первое мое удовольствие-подчинять моей воле все,что меня окружает;возбуждать к себе чувство любви,преданности и страха- не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?Быть для кого-нибудь причиною страдании и радостей ,не имея на то никако положительного права,-не самая ли это сладкая пища для нашей гордости?А что такое счастье?Насыщенная гордость.Если б я почитал себя лучше,могущественнее всех на свете ,я был бы счастлив;если бы меня все любили,я в себе нашел бы бесконечные источники любви.Зло пораждает зло;первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого человека;идея зла не может войти в голову человека без того,чтоб он не захотел приложить ее к действительности:идеи-создания органические,сказал кто-то:их рождение дает уже им форму,и эта форма есть действие:тот,в чьей голове родилось больше идей,тот больше других действует;от этого гений,прикованный к чиновническому столу,должен умереть или сойти с ума,точно так же,как человек с могучим телосложением,при сидячей жизни и скромном поведении ,умирает от апоплексического удара.Страсти не что иное,как идеи при первом своем развитии:они принадлежность юности сердца,и глупец тот,кто думает целую жизнь ими волноваться:многие спокойные реки начинаются шумными водопадами,а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.Но это спокойствие часто признак великой,хотя скрытой силы;полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных прывов:душа,страдая и наслаждаясь,дает во всем себе строгий отчет и  убеждается в том ,что  так должно:она знает,что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит;она проникается своей собственной жизнью,-лелеет и наказывает себя,как любимого ребенка.Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий